Мир Бардов V

Пролог

На юбилейный, пятый, Мир Бардов я приехал в роли коменданта, т.е. работать, если ещё точнее, то вjobывать по самое не улыбайся! Лагерь, таким образом, автоматически стал комендантским, обзавёлся электричеством и прочими радостями быта, а участники — дополнительными обязанностями общефестивального характера.

Единственная фотка, где я нашёл себя:)

Единственная фотка, где я нашёл себя:)

Не могу не сказать огромное спасибо комраду Владиславу, который вместе со мной занимался большей частью физической работы, ни разу не отлынивая, а наоборот, проявляя инициативу. Без него я бы не справился!

Собственно статья о фестивале написана с точки зрения коменданта, т.е. это скорее аналитическая записка, краткое изложение по части основных фестивальных событий и итогов читайте, например, здесь.

Если же рассматривать общее эмоциональное впечатление, то скажу так: летний фестивальный сезон у меня в обязательном порядке включает: Грушинский, Метафест и Мир Бардов. Так вот, первые два оказались смазанными по разным причинам, а третий напротив, прошёл во-первых замечательно, во-вторых лучше ожиданий. Если совсем кратко, то фестиваль можно описать одним словом: душевный.

Концепция

В базисе ничего не поменялось: «Поэзия. Гитара. Голос.«. Т.е. музыкальная составляющая выдерживается в рамках классической бардовской песни. Как следствие и атмосфера фестиваля тоже следует традициям.

Несколько больший акцент сделан на экологии, что и понятно — национальный парк же. Правда не думаю что на это кто-то обратил внимание — у бардов (многие из которых туристы со стажем) и так не принято гадить где не надо, остальные привыкли по аналогии.

Ещё один неявный момент — фактически слияние интернет-конкурса и фестиваля, правда в коллективном бессознательном это и так давно уже произошло, поэтому тоже мало кто заметил.

Фоточки

Половина за моим авторством, половина от Аллы Подшивалиной, всё в куче и отсортировано по времени. Поскольку она рулила программой сцен, а я комендантствовал на поляне, то вышло не особо много. Кроме того, фотографии достаточно явно разделяются на фестивальнорабочие (большая часть на бегу с мобилы) и нефестивальнохудожественные. Мораль: нужен штатный фотограф.

P.S. Пусть вас не смущает малое количество людей на фотографиях, когда оно было большИм нам было совершенно не до того. Фотографии с публикой ищите у Владимира Авраменко и в оф.группе вк.

Организационногеографическая структура фестиваля

Здесь уместно впендюрить карту:

  1. Фестивальная сцена
  2. Большая сцена

Мир Бардов последние два года проходит в формате двух сцен: фестивальная и большая. Большинство людей задаётся вопросом зачем нужно две площадки, между которыми 600 метров, на малый фест, который по размерам является слётом. Объясняю:

Собственно фестивальная это сцена находящаяся на поляне фестиваля, где кроме всего прочего есть такие вещи как свободный микрофон, конкурсное прослушивание и все прочие фестивальные погремушки. Работает она в том или ином виде с открытия и до закрытия, т.е. с пятницы по воскресенье (частично в четверг). Кроме того, данная сцена называется «Ночная Костровая» и одной из фишек является общий костёр перед ней, вокруг которого, по окончанию работы, устраиваются посиделки с гитарой по кругу.

Большая сцена работает только лишь в субботу, там идут концерты приглашённых гостей и лауреатов, программа выстраивается заранее, и т.д. и т.п. Ориентирована она не столько на приехавших непосредственно на фестиваль, сколько на повышение туристической привлекательности села Ширяево. Условно это можно считать обременением для Самарских Бардов от нацпарка, однако, именно что условно — там проводятся и чисто фестивальные дела вроде награждения лауреатов, и т.п. Там же были части никак или почти никак не относящиеся к нашему КСП: сбор средств на приют для пострадавших диких животных и выступление мера Жигулёвска.

Такая концепция позволяет достаточно удобно разделить (но! НЕ исключить пересечение) публику в самый жаркий день фестиваля на тех кто просто мимокрокодил и на тех кто приехал именно на камерный Мир Бардов, при этом, однако же, никак не снижая творческий уровень.

Местоположение фестиваля в селе

Плюсы проведения фестиваля в центре Ширяево есть и они очевидны:

  • шаговая доступность магазина
  • три кафе (два круглосуточных с неприятными ценами и одно уютное с домашней кухней)
  • посуточная аренда жилья
  • логистическая доступность

Минусы не столь очевидны, но весьма существенны:

  • в Ширяево имеется две смотровых площадки с художественными композициями на Поповой горе, смотровая площадка с крестом на Монастырской горе, открытая для посещения система штолен, дом-музей Репина, экскурсии на Каменную Чашу и гору Верблюд…
  • логистическая доступность всё же достаточно условна, добраться можно на кораблике со стороны Самары, либо на автобусе со стороны Жигулёвска, но количество рейсов недостаточно, а время не совсем удобно, вариант на машине часто упирается в пробки в районе ГЭС

Казалось бы, первый минус это плюс, так как привлекает публику… так да не так, этих объектов достаточно чтобы отвлечь публику, но недостаточно чтобы привлечь.

Я склоняюсь к мысли, что место проведения лучше изменить, но предложить другой адекватный требованиям полигон затрудняюсь. На ум первым делом приходит поляна на Фёдоровских лугах, однако расписание пригородных электропоездов ничуть не лучше расписания речных судов, а договориться с железнодорожниками намного сложнее чем с речниками.

Численность населения

На поляне побывало бардов и околобардов где-то 60-70 человек. С учётом приехавших одним днём и/или посетивших концерты, официально насчитали около 200. Как комендант вынужден усомниться в этой оценке, мои подсчёты дают число посетителей Мира Бардов в районе 300-400 человек (это НЕ единомоментная численность).

Тут надо описать ещё один и плюс и минус не вошедший в предыдущий пункт, дело в том что в Ширяево имеется три типа публики, которые, основываясь на близости ментальности, очень приблизительно можно разделить на следующие перекрывающиеся подмножества:

  • отрицательное — отдыхающие приехавшие пофтыкать достопримечательности в округе
  • нейтральное — жители села
  • положительное — туристы (село является стартовой точкой для основных пеших и веломаршрутов по Самарской Луке)

Повторюсь, деление это очень условное, основано исключительно на близости к бардовской субкультуре, да и на абсолютную истину я не претендую.

В целом, по дополнительной публике, на мой взгляд, получается нейтрально. Учитывая что оная это рассматривается именно как дополнительная, то для фестиваля это однозначно хорошо, разумеется при сохранении общей нейтральности.

Лично мне, как туристу, конечно хотелось бы видеть больше собратьев пришедших на концерты, но для этого нужно грамотно синхронизировать эти самые концерты с расписанием речных судов и автобусов, что не очень удобно по многим причинам.

Напротив, не хотелось бы пересекаться с теми, кто приезжает на машинах забухать под шашлыки в округе, т.е. рекламу нужно давать очень аккуратно.

Смысл увеличения численности

Количество, как известно, переходит в качество и таких скачков существует несколько, причём далеко не все они положительные. На мой взгляд, для достижения поставленных целей (см. положения фестиваля и интернет конкурса, если кратко — поддержка и развитие авторской песни в целом и бардов в частности) в рамках заявленных концепций, необходимая численность составляет от 200 до 500 человек (точнее авторов, исполнителей, поэтов…), что с жёнами, детьми и друзьями выливается в 500-1500 суммарно.

Собственно, именно в этом диапазоне и работают большинство других небольших фестивалей авторской песни и тому есть объективные причины — всё что больше 2к требует уже совершенно иной организации фестивальных служб, работы с властями, и т.д. и т.п.

Есть и другой немаловажный момент — при росте численности вероятность криминала (от залётного левого народца) и несчастных случаев (чисто статистически) растёт ну очень неприятными темпами.

Перспективы увеличения численности (вариант №1, неправильный: скачком)

Вообще говоря, можно хоть на первый год сделать 150 тысяч, весь вопрос в том кого пригласить (например Металлику:)), но тут не всё так просто и не всё упирается в деньги.

Любой качественный скачок сразу же упирается в логистику: вместимость р/с Ом — 242 человека, Москва — 300, оно бы может и можно было бы запихать поболее, однако не с рюкзаками. Есть ещё Восход на подводных крыльях, в этот лезет по паспорту 71 человек и его крейсерская скорость что-то в районе 50-60км/ч, что позволяет в разумные сроки сделать ещё три-четыре рейса до пристани Поляна Фрунзе, но дорого блин (расход топлива, амортизация). Есть ещё один ОМик где-то там в запасе. Таким образом, в сторону Самары в воскресенье (да и в субботу) реально перекидать не более двух тысяч и это при полном согласии с СРПП. Без изменения расписания в базовом варианте получается вообще тоскливо — фестивальщиков 600 максимум.

В сторону Жигулёвска/Тольятти всё намного печальнее — там ездит пара раздолбанных пазиков. Пассажиропоток прикидывайте сами. Сама дорога до Ширяево двухполосная и на многих участках представляет из себя серпантин. Других проходимых для легковых машин дорог до села нет.

Собственно, всё это в полный рост отыграло на фестивале «Жигулёвская вишня» проводившемся за неделю до, матюки по теме можно найти в оф.группе.

Таким образом, приглашать туда кого-либо аля Митяев, что обеспечит скачок до нескольких тысяч без кропотливой работы в течение нескольких лет, возможно лишь с дальнейшими серьёзными репутационными потерями.

Перспективы увеличения численности (вариант №2, правильный: плавно)

Здесь мне видится три возможных и эффективных направления работы:

Во-первых постепенное увеличение привлекательности фестиваля для поклонников авторской песни. Тут сложно что-либо придумать кроме как постепенное увеличение знаковых имён, причём с регулярной ротацией.

Во-вторых дальнейшее развитие и популяризация интернет-конкурса с полной интеграцией оного с мастерскими и награждениями с раздачей призов непосредственно на фестивале. Это даст рост количества бардов.

В-третьих популяризация/рекламирование окрестных туристических и туристских достопримечательностей, дабы они не только отвлекали, но и привлекали. Это даст увеличение численности достаточно своеобразным образом: многие барды и поклонники АП не приезжают по причинам жён/детей, которым эта самая авторская песня не особо интересна. Однако тут надо действовать очень аккуратно, без соблюдения первых двух пунктов на выходе будет фестиваль, на который приехало куча народа, но разбрелись по окрестностям, после чего поужинали у костра и довольные и уставшие разбрелись спать. Имеет смысл делать организованные экскурсии (доставка на автобусах!) с пересечением по времени, чтобы люди имели возможность посетить с первого раза не все места — это не снизит привлекательность на следующий год и позволит планировать большие концерты без матюков на тему где блин все.

Первое требует финансовых вложений, второе по большей части упирается в рекламу и организационную работу, третье почти полностью можно сделать силами нацпарка.

Ещё одно интересное направление — придание Миру Бардов статуса культового мероприятия. Тут нужен целый комплекс действий, причём начинать надо с анализа других культовых фестивалей (любой тематики), да и не только фестивалей. Здесь у меня есть кое-какие теоретические наработки, но это совершенно точно вылазит за рамки данной статьи, которая и так уже «ниасилил многабукаф».

Основные проблемы

Собственно их три, две сложные и взаимосвязанные и одна от лени и раздолбайства, с неё и начнём.

Хреновая координация между КСП «Самарские барды» и НП «Самарская Лука». Конкретно это выражалось в плохо/никак не прописанных обязанностях сторон по работе непосредственно на поляне. Похвастаюсь конкретикой: большую сцену разбирали и грузили мы с Владом в два рыла и усё:)

А вот дальше сложнее: жутчайшее недофинансирование и недостаток людей работающих. Что вообщем и понятно — люди за идею всё же не очень хотят вкалывать, точнее хотят, но лишь ограниченное количество времени, а в это мы не вписались.

Отмечу, что недофинансированием страдает и нацпарк, также закономерно огребая проблемы с мотивацией сотрудников.

С деньгами на следующий год вроде как должно быть значительно лучше, ну а если также — это не помешает поднапрягшись провести.

Разумеется, этим проблемы не исчерпываются, есть ещё много всяких мелочей и не очень, но они решаются в рабочем порядке или же являются следствиями основных проблем.

Эпилог

Историю творят не боги, а люди, так вот, вэлкам! Нам как раз не хватает желающих творить историю;)

Бейдж, именной, культовый, юбилейный, исторический:Р

Бейдж, именной, культовый, юбилейный, исторический:Р

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *