Новая Волна Авторской Песни — что это?

Полуакустическая гитара

Краткий экскурс в историю АП

Давным-давно в далёком СССР сформировалась субкультура Авторской Песни. Надо отметить, что в те далёкие времена даже название толком не устоялось и в обиходе были: Туристская/Бардовская/Патриотическая/Самодеятельная/етц песня.

Сочиняли АП инженеры, геологи, туристы и т.п. Грубо говоря, тогдашнее небыдло. Быдло в это время пахало на заводах восстанавливая страну после войны и им было немного не до бренчания на гитаре, делом занимались. Впрочем, небыдло тоже не владело большим количеством свободного времени.

Идеологически АП во всём многообразии своих направлений (обычно такие жанры расходятся, но в условиях неразвитой информационной сферы из двух ТВ-каналов произошёл процесс консолидации) противостояла эстрадной музыке, которую в дальнейшем обозвали попсой. Чаще всего границу проводят по смысловой нагрузке текстов, либо по музыкальной составляющей, но более показательно разделить по организации процесса производства: с одной стороны разделение труда (композитор, автор слов, исполнитель, звукорежиссёр, продюсер) и зарабатывание денег, с другой стороны всё в одном лице и в свободное от основной работы время.

Поскольку страна была нищая (нищая нищая, лозунг «догнать и перегнать» не я придумал, фотографии разных сторон берлинской стены тоже показательны) и технически отсталая в плане быта, то позволить себе звукозаписывающую студию с профессиональными инструментами какой-нибудь геолог не мог и обходился самым доступным — гитарой. Были и те кто сбивался в стаи, изыскивал средства на инструменты типа электрогитары Урал (производилась методом столкновения грузовика Урал и мотоцикла Урал, из двух грузовых получалась басуха) и работали сообща — из этих вырос Русский Рок.

Важный момент в идеологическом противостоянии попсы и АП: барды желали донести своё творчество до людей, откуда вышла концепция «диалог со слушателем»; эстрада же всегда была ориентирована на извлечение прибыли, банальный обмен труда на дензнаки.

Поскольку среднестатистический геолог не обладал ни приличным инструментом, ни большим количеством свободного времени, ни необходимостью, то в основе жанра оказалась не просто акустическая гитара, а музыка без понтов (гитарный теппинг в геологоразведке не нужен). Так родилось одно из определений авторской песни — поющая поэзия.

В итоге был заложен фундамент жанра, в котором выделяются две основные черты:

  • использование акустической гитары
  • полный цикл производства трека в одно лицо

Часто к критериям АП относят «примат содержания над формой» и подобные определения, но те кто слышал ужасающие сюсюкающие попевки якобы для детей, которые все относят к АП, согласятся что это не всегда, ой не всегда…

Предпосылки и скатывание понятно куда

Непосредственно вытекают из фундамента. Использование акустической гитары и намеренная редукция музыкальной составляющей (вплоть до перебора на одном аккорде, некоторые стихи требуют(!) именно этого) означало низкий, прямо скажем никакой, порог вхождения, что явилось в последующем причиной возникновения мема «три аккорда». Это оборотная сторона «поющей поэзии», когда вместо поэзии осталось графоманство.

Полный цикл производства завязанный на одного человека оказался просто раем для графоманов — почти все в школе пробуют себя в роли поэтов, но у большинства хватает ума критически оценить своё «творчество» и никому не показывать уже в старших классах. В случае эстрады откровенная херня фильтруется в процессе командной работы над треком и наказывается рублём (либо производится намеренно и рублём поощряется). Графомана остановить может лишь он сам, внешние тормоза отсутствуют.

Субкультура набирала популярность, расширялась (страну после войны восстановили), что автоматически привело к снижению среднего уровня интеллекта и таланта в популяции бардов. Сюда стоит добавить, что все эти инженеры и геологи благополучно переженились и далеко не всегда их спутницы оказывались сопоставимо умны. На детях природа отдыхает со вкусом. Подруги спутниц тоже интеллектом не блистали, как и их мужья.

Как правило, субкультуры отвергают то что в них не вписывается, но… процесс консолидации, ага. Фактически, барды оказались беззащитны перед нашествием графоманов и быдла, из-за чего начался длительный процесс деградации, который продолжается до сих пор, несмотря на практически полную потерю популярности. Т.е. новое быдло то уже не прёт, а вот графомань дорожку не забыла.

Так появилась бард-попса. При сохранении внешних аттрибутов этот жанр ориентирован на нетребовательного слушателя, частенько пьяного, частенько с осветлёнными волосами. Изгнать это барды нишмагли.

ТруЪ Новая Волна

Страна пережив экономический крах развитого социализма, через понятное место перейдя на рельсы загнивающего капитализма, благодаря высоким ценам на нефть набрала жирка. Рухнувший железный занавес открыл дорогу, в том числе, разнообразным музыкальным инструментам уровнем выше гитар с мебельных и заборостроительных фабрик. Прогресс в области электроники сделал доступными инструменты звукорежиссёра.

И вот здесь берёт своё начало Новая Волна. Фактически эта та же самая Авторская Песня, в которой снято ограничение по использованию лишь простых приёмов на одной лишь акустической гитаре.

Конечно же в Новую Волну окунулись мягко скажем не все талантливые барды, большинству для выражения хватало и старого формата, но некоторые хотели большего. Если точнее, то некоторым авторам для диалога со слушателем были нужны более выразительные музыкальные средства (при сохранении обратной совместимости с акустической гитарой made in заборостроительный комбинат!).

О настоящей Новой Волне можно сказать следующее: авторов работающих в этом жанре очень и очень мало. Единицы. В основном за этим термином скрывается…

НетруЪ Новая Волна

Делится на хорошую и плохую, впрочем, достаточно условно.

Графоманы aka говнобарды

А они никуда не делись! Совсем уж бесталанных личностей на сцены не пускают, в конкурсах срезают на предпрослушке, даже от костров гонят. Что делать? УЙТИ В НОВУЮ ВОЛНУ! Решение очень «логичное».

Благодаря удешевлению технических средств и понижению требований к уровню знаний понизился порог вхождения для создания сложной музыки. Тут надо сделать маленькую ремарку: да, современные аудиоредакторы весьма просты, их интерфейс вылизали для удобства простых пользователей ещё лет десять назад, но это очень слабо влияет на умение играть и никак на композиторский уровень.

Такого «барда» отличает принадлежность к тусовке, знание классиков, умение слабать у костра (незнакомого конечно, там где знают гитару не дадут/отнимут) без фентифлюшек, но… как он был ничтожеством в творческом плане, так и остался.

Недорок, недофолк, недоблюз и прочие недо-

В других субкультурах, возникших вокруг разных жанров, механизмы защиты работают и тех кто ниасилил гонят ссаными тряпками и сраными вениками. Что делать такому автору/группе? Конечно же гордо нацепить на себя лейбл «Новая Волна» и поехать на бардовский фестиваль! А там непритязательная часть публики под бухло схавает и ещё добавки попросит!

Благодаря этим недочеловекам определение «авторская песня» окончательно потеряло чёткость. Данных авторов и команды отличает незнание классики/истории/субкультуры, а также святая уверенность, что когда они раскрутятся на фестах авторской песни, это сразу принесёт им полные залы на концертах и бабло. Птица наивняк гнездится на ивах.

Мультиформат

Это те у кого творческий уровень как минимум есть, но в жёсткие рамки других жанров они не вписываются или вписываются с трудом.

Тут можно отдельную статью, а то и цикл статей написать.

Общий посыл в том что все недо- из предыдущего пункта при творческом росте переползают в этот.

Акустический рок

Особо сложный случай. Дело в том, что Русский Рок и АП в принципе близкие жанры в плане идеологии, а замена электрухи на акустику делает границу весьма эфемерной. Да и сами рокеры иной раз балуются написанием вполне себе авторской песни, в добавок знают и основоположников и тех кто положил на основы.

Однако, в основном разделить всё же можно, но тут надо углубляться в смысл и структуру текстов, а также в использованные музыкальные приёмы.

Допустимо ли вручать лауреатство на фестивалях АП таким авторам это отдельный теоретический, в чём то даже философский, вопрос, не имеющий однозначного ответа.

ИОПТ

Интеллектуально-образное песенное творчество. Официально такого термина не существует, имеет некоторое хождение в очень узком кругу. Это более-менее адекватная характеристика тех авторов, у кого очень сложные и навороченные тексты, при достойной музыкальной составляющей.

Отличительная черта: попадая по формальным критериям в АП/Новую Волну/Акустический Рок/Мультиформат/Рок не находят понимания и популярности в субкультурах.

Сам себе жанр

Бывает так, что творчество человека никуда не вписывается. В других субкультурах не понимают и гонят, а барды дружелюбные. Вслушиваться не будут, но у костра хорошему человеку завсегда нальют. А может и лауреатство вручат, а может быть вручАт.

Впрочем, если на талантометре поломало стрелку, то можно либо стать основоположником жанра, как Кобейн, либо тебя запишут сразу в несколько, как Высоцкого.

Стрёмный шансон

Иногда под Новую Волну пытаются мимикрировать гости из шансона или поп-шансона. Зрелище в большинстве случаев вызывает лёгкое недоумение. В то же время гости из блатняка вполне успешно косят под классическую АП, вплоть до неотличимости.

Что делать?

Нужно ли что-то делать? Новая Волна прекрасно живёт на полижанровых фестивалях органично вписываясь в творческую концепцию.

Что-то делать нужно в рамках фестивалей АП, но тут ничего не сделаешь — безысходность. Дело в том что бОльшая часть публики не обладает достаточным художественным вкусом, чтобы различить всё это многообразие. Функционеры от АП вкусом тоже частенько обделены, что в сочетании с хавающим пиплом и положительными обратными связями, как правило приводит к быстрой творческой деградации отдельно взятого фестиваля (наблюдается повсеместно).

Бывают и другие случаи, например когда орги легко отделяют жемчуг от фекалек, но трактуют понятие Новой Волны максимально широко. Или же прекрасно понимают что к чему и свободно ориентируются во всех смежных жанрах, однако намеренно приглашают всё подряд с чёткими целями (например гарантированно собрать определённую численность).

3 Comments:

  1. Хорошо, что из повествования быстро убрали слово «бард». Апологетам авторской песни нужно запомнить одну вещь — вы не «барды»! Сколько бы лет вы так громко себя ни называли, сколько бы лет ни надевали это понятие на себя, вы не они. Причин много. Большинство из вас (в отличие от тех), не умеет импровизировать. У большинства из вас нет тех сакральных друидических эзотерических знаний и о музыке и мире, которые были у них. Тоже самое о личном опыте. Большинство из вас поет на бытовые и околобытовые темы, неся скуку, упадок и декаданс. Ваша музыка глубокими корнями, как правило, уходит в еврейскую народную музыку или в советскую (которая черпает корни оттуда же). Что кардинально отличается от кельтской музыки. По духу, это как подвал, по сравнению с пятнадцатым этажом. Ну где-то так.

  2. В повествовании слово бард встречается, я ничего никуда не убирал и даже мысли такой не было.

    Современные барды никак не сравнивают себя с теми древними. Фактически они дали новое определение термину «бард» и оно просто другое. И за двенадцать лет в субкультуре мне не встречались барды, которые бы косили под древних кельтов, галлов и кто там ещё.

  3. Волк Тамбовский

    @Nick

    Я сам не согласен с автором процентов на шестьдесят…
    Но, во-первых, не очень красиво, будучи в гостях, гнать на хозяина…
    Во-вторых, ещё менее красиво — говорить на языках, продолжения которых не знаешь…
    Конечно, можно себе представить горца — почти две тысячи лет от роду, но Вы лично можете конкретно указать имя хоть одного столь выдающегося кельтского барда-импровизатора???
    Не говоря о том, что кто Вам вообще сказал, что кельтские барды имели наималейшее отношение к музыке — и, тем более, к импровизации???
    Ради красного словца — лучше промолчать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *